1.Рабочая программа по обществознанию 7-9 класс 23-24 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
АМСУ МО Ардонский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Красногор Ардонского района РСО-Алания

УТВЕРЖДАЮ
директор школы МБОУ СОШ
(Датиева А.Р.)
приказ № 24 ОД
от «05» 09.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Обществознание
Для 7-9 классов основного общего образования
На 2023-2024 учебный год

Программу составила
учитель обществознания: Гулунова А.Р.

с. Красногор 2023

Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе программы по курсу
«Обществознание» к линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова для основной
школы, составленная на основе ФГОС.
7 класс Л.Н.Боголюбов «Обществознание» М. «Просвещение» 2013 г.
8 класс Л.Н.Боголюбов «Обществознание» М. «Просвещение» 2019 г.
9 класс Л.Н.Боголюбов «Обществознание» М. «Просвещение» 2020 г.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека
(10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе
восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности
к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоения на уровне функциональной грамотности
системы
знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа предусматривает выделение двух относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом
возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа (-7кл.), посвящено
актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются
элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении,
Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла,
справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и
правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания,

определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного
поведения.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления:
им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации,
расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная
ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две
необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование
поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на
формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли
социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,
раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и,
отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки
учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических
отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни
общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется
её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения
потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на
раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики —
потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие
основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы
(тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его
содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические,
социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более
обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» —
вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем
морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой
теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в
обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в
обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных
экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие
ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой
степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений
экономической
жизни
(экономическая
система,
рынок,
собственность,
ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов
микроэкономики
—
экономическим
отношениям
между
отдельными
хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное
внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль
государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная

сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура,
социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность,
социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются
социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема
«Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу
власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении
делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший
в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир
права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям
права. Особое внимание уделено элементам конституционного права.
Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ,
государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и
свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере
систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по
обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с
содержанием программ дополнительного
образования, деятельностью детских
общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из
задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к
правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение
поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета
предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные
методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и
исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные
методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают
систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение
приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи
обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом,
с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а
возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении
людей в обществе.
Основные технологии, формы, методы обучения: проблемный диалог,
продуктивное чтение,
технология критического мышления, групповая форма
работы,
метод « работы в парах», изложение материала самим учителем,
практикумы.
В качестве технологии обучения по данной рабочей программе используется и
традиционная технология. В рамках традиционной технологии применяются методы
следующих технологий:








технология развития критического мышления (формирование умений работать
с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный
материал, анализировать проблемы современности);
технология проблемного обучения (проблемный характер изложения
материала, формирование исследовательской культуры ученика);
технология коллективного способа обучения, технология обучения в
сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений
адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в
системе «взаимоконсультаций»);
метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на
личностнозначимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

Основные формы деятельности учащихся: работа с текстом, проектная
деятельность, решение жизненных задач. Работа с
документами, таблицами,
схемами, творческие задания, исследовательская деятельность.
При работе с учащимися по данной рабочей программе используются
следующие общие формы обучения:
 индивидуальная (консультации);
 групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по
темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных
достижений – на обобщающих по теме уроках);
 фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими
задачами);
 парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления
взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система
обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является
урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
беседа, домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и
дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение
задач разной сложности; практикум, рассказ,).
Место учебного предмета в учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество составляет 135 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час. Из них на 6,7 ,8 классы отводится по 34 часа , 9 класс 33 часа.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по
обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности
в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу
страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать
реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения
формулирование своей точки зрения.

к

явлениям

современной

жизни,

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере: познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностномотивационной; ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы
и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности; трудовой; трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной
деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия.
 знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных
праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей
гражданина;
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;

 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
 умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
Регулятивные универсальные учебные действия.
 научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании
практической задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать
свое время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам
и по способам действия;
 актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по
ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения совместной деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
 владеть устной и письменной речью;
 строить монологическое контекстное высказывание;
 работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия.
 научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 давать определения понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с
большим объемом;
 строить логическое
рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследований;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Содержание курса
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Регулирование поведения людей в обществе .Социальные нормы и правила
общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и
ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро
и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор.
Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие
общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные
(гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические
права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить

налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества
— долг и обязанность.
Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданскоправовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и
детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые
правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и
потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное
производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность
и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды
рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков
в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет.
Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в
начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях . Основные участники экономики —
производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права
потребителя.
Мир социальных отношений . Социальная неоднородность общества: причины и
проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие
социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры
общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на
социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и
«равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные
социальные группы современного российского общества. Социальная политика
Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика
межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
Политическая жизнь общества . Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя
и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное

управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство —
Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство
Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое
государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской
Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти.
Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения.
Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты.
Национальная безопасность. Сепаратизм. Международноправовая защита жертв
вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика.
Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её
распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её
многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы.
Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование
и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе .Можно ли предвидеть будущее? Как
приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и
карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт.
Будущее создаётся молодыми

Критерии оценивания:
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки
работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочѐты
при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в
видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает
последовательно;

не

систематизированно,

фрагментарно,

не

всегда

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала
в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.

(1 час в неделю) 7 класс
№
урока

Наименование разделов и тем

Коли
&
Дата
честв
план-ая
о
часов
ГЛАВА I. Регулирование поведения людей в обществе.
1
Что значит жить по правилам
1
&1
06.09.2023
2
Права и обязанности граждан
1
&2
13.09.2023
3
Почему важно соблюдать законы
1
&3
20.09.2023
4-5 Защита Отечества
2
&4
27.09.2023
04.10.2023
6-7 Для чего нужна дисциплина
2
&5
11.10.2023
18.10.2023
8
Виновен - отвечай
1
&6
25.10.2023
9-10 Кто стоит на страже закона
2
&7
08.11.2023
15.11.2023
11
Практикум
1
Стр. 64
22.11.2023
12
Повторно- обобщающий урок.
1
29.11.2023
ГЛАВА II . Человек в экономических отношениях
13-14 Экономика и ее основные участики
2
&8
06.12.2023
13.12.2023
15-16 Мастерство работика
2
&9
20.12.2023

Дата
фак-ая

2

&10

18

Производство: затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы бизнеса.

2

&11

19

Обмен, торговля, реклама

2

&12

20

Деньги, их функции

2

&13

21

Экономика семьи

1

&14

17

22-24 Ф.Г. Услуги финансовых
1
организаций и собственный бизнес
25
Повторно- обобщающий урок
1
ГЛАВА III. Человек и природа
26
Воздействие человека на природу
1
&15
27
Охранять природу- значит охранять
1
&16
жизнь
28
Закон на страже природы
1
&17
29
Практикум
1
Стр.150
30-32 Ф.Г.Человек и государство как они
2
взаимодействуют
33
Итоговое повторение.
1
34
Резервный урок
1

27.12.2023
10.01.2024
17.01.2024
24.01.2024
31.01.2024
07.02.2024
14.02.2024
21.02.2024
28.02.2024
06.03.2024
13.03.2024
20.03.2023
03.04.2024
10.04.2024
17.04.2024
24.04.2024
08.05.2024
15.05.2024
22.05.2024
29.05.2024

ИТОГО: 34 часа
Обществознание
по учебнику Л.Н. Боголюбова(1 час в неделю) 8 кл
№
Наименование разделов и тем Коли
&
Дата
урок
чест
план-ая
а
во
часо
в
ГЛАВА I. Личность и общество
1
Что делает человека человеком?
1
&1
04.09.2023
2
Человек, общество, природа
1
&2
11.09.2023
3
Общество как форма
1
&3
18.09.2023
жизнедеятельности людей
4
Развитие общества
1
&4
25.09.2023
5
Практикум
1
Стр.31- 02.10.2023
32
6
Готовимся к экзамену
1
Стр.33 09.10.2023
ГЛАВА II . Сфера духовной культуры.
7
Сфера духовной жизни
1
&5
16.10.2023
8
Мораль
1
&6
23.10.2023
9
Моральный выбор- это
1
&7
13.11.2023
ответственность
10 Образование
1
&8
20.11.2023
11 Наука в современном обществе
1
&9
27.11.2023
12 Религия как одна из форм
1
&10
04.12.2023

Дата
фак-ая

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34

№
урок
а

культуры
Влияние искусства на развитие
личности и общества.
Практикум

1

&11

Стр.9394
Готовимся к экзамену
1
Стр.95
ГЛАВА III. Социальная сфера.
Социальная структура общества
1
&12
Социальные статусы и роли
1
&13
Семья как малая группа
1
&14
Ф.Г. Управление денежными
1
средствами семьи.
Нации и межнациональные
1
&15
отношения
Социализация личности и
1
&16-17
отклоняющееся поведение.
Социальная политика
государства
Практикум
1
Стр.14
6-148
Готовимся к экзамену
1
Стр.14
9
ГЛАВА IV. Экономика
Экономика и ее роль в жизни
1
&18
общества
Главные вопросы экономики
1
&19-20
Рыночная экономика
1
&20
Производство – основа
1
&21
экономики
Предпринимательская
1
&22
деятельность
Роль государства в экономике
1
&23
Инфляция и семейная
1
&24
экономика
Банковские услуги. Страховые
1
&25-26
услуги
Ф.Г. Семья и финансовые
1
организации: как сотрудничать
без проблем
Рынок труда и безработица
1
&27
Современный работник.
1
Стр.23
Готовимся к экзамену
8-252
Итого 34 часа.
1

11.12.2023
18.12.2023
25.12.2023
15.01.2024
22.01.2024
29.01.2024
05.02.2024
12.02.2024
19.02.2024

26.02.2024
04.03.2024

11.03.2024
18.03.2024
01.04.2024
08.04.2024
15.04.2024
22.04.2024
06.05.2024
13.05.2024
20.05.2024

27.05.2023
27.05.2023

Обществознание
по учебнику Л.Н. Боголюбова(1 час в неделю) 9кл
Наименование разделов и тем Коли
&
Дата
чест
план-ая
во

Дата
фак-ая

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1314
15
16
17

18
1920
21
22
23
24
25
26
27
28

часо
в
ГЛАВА I. Политика
Политика и власть
1
Государство
1
Политические режимы
1
Правовое государство
1
Гражданское общество и
1
государство
Участие граждан в
1
политической жизни
Политические партии и
1
движения
Межгосударственные
1
отношения
Выводы к главе. Практикум
1

&1
&2
&3
&4
&5

04.09.2023
11.09.2023
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023

&6

09.10.2023

&7

16.10.2023

&8

23.10.2023

Стр.
63-66
Стр. 67

13.11.2023

Готовимся к экзамену
1
20.11.2023
Повторно- обобщающий урок
1
27.11.2023
ГЛАВА II . Гражданин и государство.
Основы конституционного
1
&9
11.12.2023
строя.
Права и свободы человека и
2
&10-11 18.12.2023
гражданина
Высшие органы
1
&12
25.12.2023
государственной власти в РФ
Россия – федеративное
1
&13
15.01.2024
государство.
Судебная система РФ.
1
&14-15 22.01.2024
Правоохранительные органы
РФ
Выводы к главе. Практикум
1
Стр.12 29.01.2024
2-124
Готовимся к экзамену
2
Стр.12 05.02.2024
6
Ф.Г. Способы повышения
1
12.02.2024
семейного благосостояния.
Ф.Г. Риски в мире денег.
1
19.02.2024
ГЛАВА III.Основы российского законодательства.
Роль права в жизни человека,
1
&16
04.03.2024
общества и государства
Правоотношения и субъекты
1
&17
11.03.2024
права
Правоотношения и
1
&18
18.03.2024
юридическая ответственность
Гражданские правоотношения
1
&19
01.04.2024
Право на труд. Трудовые
1
&20
08.04.2024
правоотношения.
Семья под защитой закона
1
&21
15.04.2024

29

30
3132

33

Административные
1
&22-23
правоотношения. Уголовно –
правовые отношения
Ф.Г. Человек и государство :
1
как они взаимодействуют
Правовое регулирование
2
&24-25
отношений в сфере
образования. Международно правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Готовимся к экзамену.
2
Повторно- обобщающий урок
Итого 33 часа.

22.04.2024

06.05.2024
13.05.2024

20.05.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».